Геннадий Алексеевич Котельников
В рамках первого из них, вслед за И.С. Добронравовой автор предлагает использовать нелинейное мышление в качестве нового средства познания.Геннадий Алексеевич Котельников ушел из жизни четыре года назад, в такой же солнечный и теплый весенний день - "по золотой дороге солнца вдаль".
В моем личном журнале я написал о нем несколько строк. А здесь привожу (с сокращениями) статью В.Н. Фомина - многолетнего коллеги и единомышленника ученого, написанную к годовщине его ухода.
Социальная синергетика: за горизонтом привычного
(светлой памяти Г.А. Котельникова)
Фомин В.Н.
Г.А. Котельников
Среди многих проблем, находившихся в сфере научных интересов доктора социологических наук, профессора Г.А. Котельникова, особое место занимала разработка синергетической парадигмы познавательной деятельности. Основные результаты его исследований и концептуальных построений в этом направлении нашли свое отражение в ряде учебных пособий и монографий, а также в целой серии научных статей.
Многогранной была и организаторская деятельность ученого в области социальной синергетики. Важным шагом стало проведение Международных конференций: «Синергетика в современном Мире» (2000 г.) и «Перспективы синергетики в XXI веке» (2003 г.). Им была создана Региональная синергетическая ассоциация, а в ноябре 2003 г. - НИИ синергетики при БГТУ им. В.Г. Шухова, деятельность которого побудила интерес к синергетическим исследованиям и в других вузах Белгородской области. Был организован методологический семинар по вопросам синергетики, в работе которого принимали участие ученые г.Белгорода.
Еще одним важным направлением, привлекавшим внимание Г.А. Котельникова, было применение междисциплинарного подхода к диагностике и прогнозированию социальных процессов, где идеи синергетики задают как бы каркас, помогающий с единых методологических позиций объяснить сущность происходящих в обществе изменений. Результаты проводимых исследований публиковались в кафедральном сборнике «Диагностика и прогнозирование социальных процессов». В 2005 г. силами кафедры социологии БГТУ им. В.Г. Шухова под руководством Г.А. Котельникова была проведена Международная научная конференция, посвященная обсуждению вопросов диагностики и прогнозирования.
Вклад ученого в социальную синергетику прослеживается в нескольких направлениях. Во-первых, это популяризация идей синергетики как нового наддисциплинарного подхода в познании и практике [1]. Во-вторых, это разработка отдельных приложений социальной синергетики к объяснению различных проявлений общественной жизни [2]. В-третьих, это осмысление ее роли и места среди других научных направлений, соотнесение ее с философией [3]. В-четвертых, это развитие синергетической методологии, как специфического подхода в познании и социальной практике [4]. В-пятых, это разработка на основе результатов, полученных в предыдущих направлениях, всеобъемлющей концепции Мироздания, построенного на принципах самоорганизации [5].
В своем кратком обзоре мы остановимся на анализе двух последних направлений деятельности нашего коллеги и старшего товарища, в сконцентрированном виде изложенных им в монографии «Природа и общество в измерениях синергетики» (2005 г.). Именно она стала его любимым детищем, ее написанию он уделял наибольшее внимание, последовательно углубляя и расширяя зону поиска в целом цикле своих предшествующих «Природе и обществу» работ, ставших основными вехами его творчества: «Основы синергетики» (1992 г.), «Введение в синергетику» (1993 г.), «Теоретическая и прикладная синергетика» (2000 г.).
Говоря о роли синергетической методологии в познании и практике, можно отметить, что Г.А. Котельников придерживается идеи междисциплинарности, коллективной работы ученых разного профиля на стыке наук с использованием комплексного подхода. Это, по мысли автора, должно привести к синергетическому, кумулятивному эффекту, к лавинному росту числа открытий, к интеграции и обобщению научных знаний. По мнению Г.А. Котельникова, такая интеграция должна пойти по пути объединения знаний о строении Мира на различных уровнях организации материи в соответствии с принципом фрактальности (структурно-организационн>ого подобия). Причем ход познания реальности, по его мнению, значительно ускорится в связи с переходом науки на теоретико-методологическиГ.А. Котельников не только призывает к синтезу, к широким обобщениям, но и творчески использует их, что характерно для русской научной традиции, ориентированной на интеграцию разрозненных и не получивших конструктивной интерпретации фактов, на создание системных полотен реальности. За примерами далеко ходить не надо: это и периодическая система химических элементов, открытая выдающимся ученым-химиком Д.И. Менделеевым; и полная систематика симметрий кристаллов, построенная известным кристаллографом Е.С. Фёдоровым, предложившим также классификацию и номенклатуру горных пород; и основы комплексной климатологии, разработанной его сыном Е.Е. Фёдоровым; и основы генетического почвоведения, заложенные русским естествоиспытателем В.В. Докучаевым и созданные им научная классификация почв и учение о климатических зонах; и концепция ноосферы, сформулированная В.И. Вернадским; и теория этногенеза, созданная на основе анализа огромного исторического материала Л.Н. Гумилевым, и др.
Геннадий Алексеевич последовательно отстаивает социолого-синергетически>й подход, применимый, по его мнению, не только к познанию явлений общественной жизни, но и к познанию явлений природы. Причем в этом синтетическом подходе можно отчетливо выделить два плана: синергетический (1ф) и социологический (2ф), что предполагает его двойственное применение. В рамках первого из них, вслед за И.С. Добронравовой автор предлагает использовать нелинейное мышление в качестве нового средства познания. Как видно из контекста, Г.А. Котельников понимает под этим видом мышления многовариантный, эвристический, кооперативный (ср. «мозговая атака») подход к решению сложных исследовательских задач[1] [9, 91 - 146]. Такой подход релевантен предмету синергетики, в качестве которого ученый называет механизмы самоорганизации сложных систем, закономерности перехода их к новому качеству, от хаоса к порядку и обратно. Сами же системы играют роль ее объектов. В рамках второго плана, например, при изучении массовых феноменов (биологических, астрономических и других объектов), когда их генеральная совокупность не доступна ученому, можно воспользоваться методологией выборочного исследования, хорошо зарекомендовавшей себя в социологии.
Из анализа текста монографии Г.А. Котельникова видно, что к фундаментальным проблемам методологического плана, в решении которых должен помочь предлагаемый подход, ученый относит проблему оптимальной организации научных знаний, полученных как наукой прошлого времени, так и в результате новейших исследований; проблему синтеза методов познания и практики (в частности, методов моделирования, комплексного подхода, системного анализа); проблему повышения эффективности диагностики и прогнозирования социальных процессов; проблему управляемого и самоуправляемого развития сложных социальных, технических, информационных и природных систем; проблему формирования принципов и сценариев коэволюционного развития общества и природы и целый ряд других проблем. В число фундаментальных проблем онтологического плана он включает: проблему понимания сущности жизни и механизма ее возникновения; проблему роли и направления эволюции Разума; проблему установления контактов между цивилизациями, населяющими различные структурные уровни мироздания и др.
Определяя категориальное ядро этого подхода, ученый интерпретирует базовые синергетические понятия с социологических позиций. При этом он солидарен с В.И. Аршиновым, справедливо связывающим категориальный аппарат синергетики с тем комплексом методов, которые она вовлекает в свою орбиту. Становится понятным и смысл категории «измерение», вынесенной в заглавие книги и часто используемой в тексте. Употребление этого понятия методологического плана многозначно, что вообще характерно для начальных стадий разработки пионерских направлений в науке.
Во-первых, оно применяется в значении «категория», что приводит к практически синонимичному названию монографии: «Природа и общество в категориях синергетики» [6, 11]. Здесь в первую очередь имеются в виду категориальные диады: линейность - нелинейность, открытость - закрытость, равновесность - неравновесность, обратимость - необратимость, закономерность - случайность, упорядоченность - хаотичность и др. [6, 17-27]. Но встречаются и монады: бифуркация, аттрактор, фрактальность, когерентность, диссипативность и другие, которые при более пристальном рассмотрении разворачиваются в диады или даже целые категориальные гнезда. Например, помимо аттрактора существует еще несколько рядоположенных понятий, характеризующих траектории движения системы в фазовом пространстве состояний (седло, критическая точка, лакуна, а также узел, фокус, цикл). Некоторые специфические разновидности последних трех терминов могут служить примерами аттракторов. Да и бифуркации (как скачкообразному выбору одной из альтернатив) можно противопоставить безальтернативный скачок или монотонное продолжение движения. Позже автор добавляет к ним философские и общенаучные диалектические пары: конечное - бесконечное, непрерывное - прерывное (дискретное), материальное - духовное (идеальное), стабильность - нестабильность, усложнение - упрощение и т.д. [6, 34]. Вскрывая особенности трактовки этих «измерений» в рамках развиваемой им концепции Г.А. Котельников, опирается на мнение многих ученых, разрабатывающих категориальный аппарат современной науки.
Во-вторых, понятие измерение приближается к своему исконному значению, производному от глагола измерять [6, 89], т.е. сравнивать с эталоном, оценивать. Он пишет, что основными индикаторами шкалы измерений при диагностике социальных процессов выступают: степень открытости или закрытости системы, ее стабильности или неустойчивости, линейности или нелинейности, преобладания в ней порядка или хаоса. Этим самым он указывает на необходимость операционализации упомянутых выше категорий, которые выражают синергетические атрибуты сложных систем.
В-третьих, речь может идти об измерениях как о разных планах реальности (природном, социальном, духовном, информационном, техногенном), охватываемых социально-синергетическим подходом [6, 11]. Это многообразие планов служит одной из причин множественности интерпретаций концепции, каждая из которых представляет собой частную модель реальности.
В-четвертых, Геннадий Алексеевич вводит своеобразные оси координат для рассмотрения многообразия Мира: горизонтальную (физикалистскую), характеризующую Мир в пространственно-временном плане, и вертикальную (организационную), характеризующую его в структурно-функциональном плане. Это наиболее важные разновидности измерения [6, 38, 40], задающие базис семантического пространства концепции.
Таким образом, становится понятным смысл множественности измерений природы и общества при рассмотрении их с позиции синергетики.
Интересной категорией онтологического плана, введенной ученым, стало понятие межуровневого интервала. Ввиду особой важности его рассмотрению посвящен отдельный параграф в разделе социально-синергетической онтологии, к анализу которой мы и обратимся.
Социально-синергетическая концепция Мироздания и общества, разработанная Г.А. Котельниковым, лежит в русле отечественного космизма, представители которого (В.Ф. Одоевский, А.В. Сухово-Кобылин, Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, Н.А. Умов, В.Н. Муравьев, В.И. Вернадский, И.С. Шкловский, Н.Н. Моисеев и многие другие) пытались выйти за узкие рамки повседневности и дать объяснение строению и развитию Мира порой с неожиданных точек зрения. Эту концепцию можно позиционировать между абстрактно-философской картиной Мира, естественнонаучной моделью Вселенной и теософскими представлениями о Сущем. При этом автору чужд примитивный материалистический монизм. Новую методологию он мыслит шире: «Это будет своеобразное возвращение в новом качестве транцедентального знания, основанного на трансцедентальной логике и соответствующего практике» [6, 84].
Переходя к синергетическому плану онтологии Г.А. Котельникова (3ф), отметим, что краеугольным камнем его концептуальной модели Мира является представление о структурных уровнях самоорганизации материи (СУСМ) и об упоминавшемся выше межуровневом интервале. СУСМ представляют собой ступени бесконечной последовательности систем разного масштаба, организованных сходным образом в соответствии с принципом фрактальности, обусловленным единством законов природы. Причем нижние уровни содержат части, которые входят в состав высших уровней, выступающих для них в роли целого. И хотя ученый выделяет всего четыре таких уровня (которые правильнее было бы назвать метауровнями или темпомирами), в пределах каждого существуют как бы подуровни, т.е. относительно близкие по масштабам системы, например, молекулы, клетки, организмы или особи, популяции, биоцензы, геобиоценозы.
Рассмотрение межуровневых интервалов в структурном аспекте показывает, что они представляют собой «острова порядка» в море хаоса, который состоит из не достигающих стабильности, а потому не ставших системами, образований. Это множество недостроенных, не схваченных сбалансированной совокупностью положительных и отрицательных обратных связей конструкций (как, скажем, неустойчивые ядра изотопов или метастабильные состояния атомов). В нашем обществе - это социальные конгломераты типа политических союзов, конфедераций, фиктивных браков, произведений псевдоискусства, финансовых пирамид, предприятий малого бизнеса в России и т.д.
В функциональном аспекте межуровневые интервалы - это как бы полигоны природы, где она пытается породить новые системы. Но, так как самоорганизация, обеспечивающая устойчивость образуемых комплексов, возникает только при достижении определенных масштабов, определенных значений синергетических параметров (знаменующих переход количественных изменений в качественные, от хаоса к порядку), материя остается неустойчивой, и такие образования рассыпаются (диссипируют), давая строительный материал для новых конструкций. Наиболее перспективные из таких попыток, удовлетворяющие требуемым критериям, приводят к возникновению в пределах метауровня систем, обладающих собственной топологией и метрикой пространства и времени. Такова роль межуровневого интервала - служить колыбелью новых форм организации материи, создавать предпосылки для возникновения и «обустройства» очередного уровня строения Мира.
Особенно неожиданным выглядит социологический план (4ф) концепции Мироздания в трактовке Г.А. Котельникова. Считается, что у неживой природы отсутствует разум, поэтому таким удивительным показалось открытие существующих в ней механизмов самоорганизации. Использование же синергетики для объяснения процессов, протекающих в социальной среде, наделенной разумом, на первый взгляд, ничего нового не вносит. Между тем поведение людей не бывает исключительно разумным. В реальности его трудно отделить от стихийной активности отдельного человека или целых классов, вычленить в рациональных процессах вклад непредсказуемого, случайного и наоборот. Причем важно учесть не только деструктивную роль случайного (понижающую организованность социальных явлений и процессов), но и его созидательную роль (в частности, стихийное творчество масс).
Основателю системного подхода А.А. Богданову удалось осознать то существенное, что присуще живым и неживым объектам, сформулировать базовые схемы объединения частей в целое, выделить общие принципы организации систем различной природы (взаимную дополнительность их сторон, эмерджентность, взаимосвязь внешнего и внутреннего, наличие положительных и отрицательных обратных связей, лежащих в основе механизмов их развития и стабилизации и т.д.). Им были заложены основы единого подхода к пониманию организационных основ разумного и косного[2].
Г.А. Котельников пошел дальше: социальные проявления синергизма в его подходе к объяснению миропорядка хоть и не всегда высказываются в явном виде, тем не менее, вытекают из самого пафоса его концептуальных построений. Действительно, выделяя четыре СУСМ, автор декларирует их заселенность разумными существами, которые ведут созидательную деятельность. Уже сейчас в нашем слое (СУСМ-3), как и в человеческом обществе, «естественные» процессы представляют собой смесь стихийности и рациональности. Последствия этой деятельности ощущаются в смежных слоях, приобретая порой характер необъяснимых, паронормальных явлений, полтергейста. Это позволяет автору заложить основы для объяснения большого количества феноменов (не осознанных еще наукой или находящихся в стадии научных гипотез), что обычно служит одним из критериев, говорящим в пользу правдоподобности соответствующей концепции.
Так, аномальные и непонятые психические явления (навязчивость идей, предвидение, инсайт, телекинез, харизма, энергоинформационная аура человека и другие) могут быть объяснены действием сверхмикроцивилизаций, населяющих наш мозг и детерминирующих процессы мышления. Через массовое сознание и роль экстраординарных личностей микроуровень влияет на макроуровень, т.е. на все общество. Таков странный, на первый взгляд, механизм, обуславливающий роль личности в истории.
Если придерживаться гипотезы Г.А. Котельникова, то нетрудно проинтерпретировать и целый ряд других необъяснимых феноменов, о существовании которых часто говорится в разных источниках: параллельные миры, стрелу времени, неопознанные летающие объекты (НЛО), торсионные поля и т.д. Часть из них проистекает из непознанного разнообразия в пределах нашего СУСМ, часть - из управляемого/самоорганиз>ующегося действия смежных уровней, часть - из существования межуровневых интервалов, смежных с нашим макроуровнем.
Получает свое объяснение и двойственное позиционирование Бога: внутри нас (в душе) и вне нас (на небесах), что может быть вызвано влиянием разумно и/или стихийно организованной деятельности смежных слоев (СУСМ-2 и СУСМ-4). Первый предстает как душа, совесть, интуиция, подсознание, а второй - как Сверхразум и создаваемый им Мировой порядок (Логос). Таким образом, если до этого считалось, что социальные процессы детерминируются механизмами двух типов: рационального внешнего управления и стихийной внутренней самоорганизации (или самодезорганизации), то в предлагаемой концепции к ним добавляется влияние со стороны мега- и микроуровней.
Помимо мировой статики, ученый рассматривает и мировую динамику. Причем с его точки зрения развитие Мира тоже носит двуплановый характер. В синергетическом плане (3ф) механизм эволюции Мира представляется, по мнению автора, следующим образом: «существование межуровневого интервала связано с тем, что каждая дискретная физическая форма не может эволюционировать до бесконечности в рамках форм данного класса. После достижения определенного предела дальнейшее развитие физических форм в пределах одного СУСМ становится невозможным и происходит накопление условий для скачка - перехода к следующему уровню самоорганизации материи, преимущественно по фрактальному принципу. В итоге происходит как бы репликация системы самоорганизации на следующем СУСМ, что связано с возрастанием размерности физических объектов от уровня к уровню» [6, 33-34]. Следует признать, что такой вывод трудно объяснить с физикалистской позиции (в рамках концепции Большого взрыва). Однако если учесть, что субэлементарный уровень СУСМ-1 и микроуровень СУСМ-2 обладают не только малыми пространственными масштабами (10-30 - 10-35 см для первого из них и 10-8 -10-14 см - для второго), но и малыми временными масштабами (10-40 - 10-45 см для первого из них и 10-18 -10-24 см - для второго), то для них Большой взрыв - это долгая-долгая история. Астрономические же масштабы и миллиарды лет характерны для формирования более высоких уровней.
«Наблюдаемая последовательность СУСМ позволяет предположить, - считает Г.А. Котельников, - что каждый из них является результатом развития предыдущего. А поскольку это так и между их сопоставимыми качественными состояниями существует временной интервал, то отсюда следует вывод о том, что в любой из данных моментов материя на всех уровнях вертикальной структуры находится в различных качественных состояниях (как, к примеру, и разные поколения людей») [6, 34]. Причем ход истории и стрела времени направлены в сторону возникновения все более сложных системных уровней организации материи.
Понятно, что наибольшую фору во времени имеют нижние уровни, организационные формы которых должны были достичь совершенства, обеспечивая устойчивость всего Мироздания. Об этом говорит, например, наличие высокостабильных элементарных частиц (скажем, среднее время жизни протона свыше 1030 лет, что с лихвой перекрывает срок существования Вселенной, который составляет порядка 1010 лет) и ядер химических элементов, наличие базовых сценариев их трансформации и четкой согласованности основных стадий ядерных реакций типа водородного или углеродного циклов, текущих в недрах Солнца и звезд. Многие ученые удивляются тонкой сбалансированности основных физических констант, легкое варьирование которых может привести к рассыпанию Мира.
В социологическом плане (4ф) эволюция Мира предстает как переход от «многоэтажного общежития» к «единому организму» путем преодоления межуровневых интервалов и установления взаимодействия между цивилизациями этих слоев. Она тесно связана с эволюцией физического Мира, создающей условия для зарождения жизни и экспансии Разума, осваивающего и организующего новые уровни путем «перешагивания» через межуровневые интервалы в существующей физической структуре Вселенной. Причем механизмы зарождения различных форм жизни на каждом уровне различны, однако их неустранимым компонентом является стимулирующее влияние жизни и Разума нижележащих, а потому более древних, уровней. Автор считает, что за те огромные, даже в нашем масштабе, промежутки времени Разум возник на субэлементарном уровне (поколение дедов), позже перекинулся на микроуровень (поколение отцов), постепенно создав предпосылки для его возникновения на нашем макроуровне (поколение сыновей). В настоящее время, по мысли автора, идет формирование Разума высшего - мегауровня (поколение внуков), который может проявляться примерно в таком виде, который И. Ефремов в своем романе «Туманность Андромеды» называл Великим Кольцом. Такая трактовка снимает много вопросов о зарождении жизни на Земле, возникновении человека, нашей миссии в Мире и т.п. Но с неизбежностью порождает и новые вопросы.
«В настоящее время, - пишет Геннадий Алексеевич, - трудно сказать в каком направлении познавательная деятельность человечества раньше обеспечит достижение конкретных результатов. В макрокосмосе мы уже приступили к активным поискам братьев по разуму. О подобных поисках в микрокосмосе пока еще не было и речи. Воображение даже самых смелых фантастов, к сожалению, этой проблемы не касалось. Ученым здесь все приходится начинать практически с нуля» [6, 81].Востребованным оказывается социолого-синергетический подход и в познании повседневной жизни, объяснении текущих событий современности (3п и 4п). В последних главах книги автор предлагает разнообразные применения его к познанию и моделированию, диагностике и прогнозированию социальных явлений, протекающих в современной России. Рассматривает он и возможности подхода в практической деятельности: для управления, организации и самоорганизации различных процессов, происходящих в обществе (1п и 2п).
В качестве примера использования социально-синергетической методологии сошлемся на известную из геополитики операцию по развалу СССР и блока стран Варшавского договора, осуществленную командой американских геостратегов под идейным и методологическим руководством З. Бжезинского, Г. Киссинджера, А. Шлезингера и других. В ее основе лежала реализация основных принципов этой методологии: а) перевод системы в неравновесное состояние путем экономического изматывания за счет втягивания в гонку вооружений под предлогом актуализации стратегической оборонной инициативы (СОИ); поддержания демпинговых цен на служащую главным источником валюты нефть; установления таможенных барьеров, введенных поправкой Джексона-Веника; идеологическим давлением через «радиоголоса»; внесением раскола между странами социалистического лагеря и т.д.; б) синергетические уколы в точно выверенные уязвимые места (лестные отзывы о политике М.С. Горбачева, поддержка диссидентов и стремления стран Прибалтики к отделению, критика войны СССР в Афганистане, призывы к установлению свободы слова и совести, ориентированные на интеллигенцию) и др.
Более подробный анализ прикладного плана концепции - отдельная задача. В завершении мемориальной статьи, хотелось бы привести слова Г.А. Котельникова: «Новое мировидение и соответствующая ему методология познания, - пишет он, - делает природу более доступной пониманию и рациональному объяснению по всем основным измерениям, что позволяет выйти на разработку правильной стратегии и тактики поиска истины» [6, 83]. На этой оптимистической ноте мы заканчиваем краткое рассмотрение его фундаментальных идей, которое, надеемся, внесет свой скромный вклад в светлую память о преподавателе и ученом, коллеге и старшем товарище.
[1] Специфика проявления нелинейного, эвристического мышления и его отличие от мышления линейного, логического может быть показана в яркой художественной форме.
[2] К сожалению, адепты синергетики почему-то не оценивают должным образом вклад нашего соотечественника в понимание системной организации Мира.
http://www.socionavtika.n>etStaty/diegesis/fomin.h>tm А так же :
Бородинское сражение
От автора Все дальше в глубь истории уходит грозный 1812 год. Прошло уже 189 лет « со времен Бородина ». Теперь это далекая страница истории. С тех пор в мире многое произошло, многое изменилось. Но героический подвиг, совершенный нашими предками в Отечественной Войне 1812 года во имя защиты нашей Родины от иностранных завоевателей, и теперь вызывает у людей восхищение и благородное чувство национальной гордости.
- Теории эмоций
- USD/CHF In Well-Defined Uptrend Channel
- Географическая карта - тайна 2ух океанов
- A Respectable Trade
- скачать возможно ли забеременеть при анальном сексе
- Лежат две контактные линзы в одном стакане: -
- Мифы о "тоталитарных сектах" и "ваххабитах" в современной России: попытка анализа
- Образовательный Форум «Волга 2009» •