Геннадий Алексеевич Котельников

В рамках первого из них, вслед за И.С. Добронравовой автор предлагает использовать нелинейное мышление в качестве нового средства познания.Геннадий Алексеевич Котельников ушел из жизни четыре года назад, в такой же солнечный и теплый весенний день - "по золотой дороге солнца вдаль".
В моем личном журнале я написал о нем несколько строк. А здесь привожу (с сокращениями) статью В.Н. Фомина - многолетнего коллеги и единомышленника ученого, написанную к годовщине его ухода.

Социальная синергетика: за горизонтом привычного
(светлой памяти Г.А. Котельникова)

Фомин В.Н.

 

Г.А. Котельников

Среди многих проблем, находившихся в сфере научных интересов доктора социологических наук, профессора Г.А. Котельникова, особое место занимала разработка синергетической парадигмы познавательной деятельности. Основные результаты его исследований и концептуальных построений в этом направлении нашли свое отражение в ряде учебных пособий и монографий, а также в целой серии научных статей.

Многогранной была и организаторская деятельность ученого в области социальной синергетики. Важным шагом стало проведение Международных конференций: «Синергетика в современном Мире» (2000 г.) и «Перспективы синергетики в XXI веке» (2003 г.). Им была создана Региональная синергетическая ассоциация, а в ноябре 2003 г. - НИИ синергетики при БГТУ им. В.Г. Шухова, деятельность которого побудила интерес к синергетическим исследованиям и в других вузах Белгородской области. Был организован методологический семинар по вопросам синергетики, в работе которого принимали участие ученые г.Белгорода.

Еще одним важным направлением, привлекавшим внимание Г.А. Котельникова, было применение междисциплинарного подхода к диагностике и прогнозированию социальных процессов, где идеи синергетики задают как бы каркас, помогающий с единых методологических позиций объяснить сущность происходящих в обществе изменений. Результаты проводимых исследований публиковались в кафедральном сборнике «Диагностика и прогнозирование социальных процессов». В 2005 г. силами кафедры социологии БГТУ им. В.Г. Шухова под руководством Г.А. Котельникова была проведена Международная научная конференция, посвященная обсуждению вопросов диагностики и прогнозирования.

Вклад ученого в социальную синергетику прослеживается в нескольких направлениях. Во-первых, это популяризация идей синергетики как нового наддисциплинарного подхода в познании и практике [1]. Во-вторых, это разработка отдельных приложений социаль­ной синергетики к объяснению различ­ных проявлений общественной жизни [2]. В-третьих, это осмысление ее роли и места среди других научных направлений, соотнесение ее с философией [3]. В-чет­вертых, это развитие синергетической методологии, как специфиче­ского подхода в познании и социальной практике [4]. В-пятых, это разработка на ос­нове результатов, полученных в предыдущих направлениях, всеобъемлющей концепции Мироздания, построенного на принципах самоорганизации [5].

В своем кратком обзоре мы остановимся на анализе двух последних на­правлений деятельности нашего коллеги и старшего товарища, в сконцентри­рованном виде изложен­ных им в монографии «Природа и общество в измере­ниях синергетики» (2005 г.). Именно она стала его любимым детищем, ее на­писанию он уделял наибольшее внимание, после­довательно углубляя и рас­ширяя зону поиска в целом цикле своих предшествующих «Природе и обществу» работ, ставших основ­ными вехами его творчества: «Ос­новы синергетики» (1992 г.), «Введение в синергетику» (1993 г.), «Теоретическая и приклад­ная синергетика» (2000 г.).

Говоря о роли синергетической методологии в познании и практике, можно отметить, что Г.А. Котельников придерживается идеи междисциплинарности, коллективной работы ученых разного профиля на стыке наук с использованием комплексного подхода. Это, по мысли автора, должно привести к синергетическому, кумулятивному эффекту, к лавинному росту числа открытий, к интеграции и обобщению научных знаний. По мнению Г.А. Котельникова, такая интеграция должна пойти по пути объединения знаний о строении Мира на различных уровнях организации материи в соответствии с принципом фрактальности (структурно-организационн>ого подобия). Причем ход познания реальности, по его мнению, значительно ускорится в связи с переходом науки на теоретико-методологические основания синергетики, что будет способствовать и созданию комплексных социологических теорий, син­тезирующих многие частные разделы знания [8].

Г.А. Котельников не только призывает к синтезу, к широким обобщениям, но и творчески использует их, что характерно для русской научной традиции, ориентирован­ной на интеграцию разрозненных и не получивших конструктивной интерпретации фактов, на создание системных полотен реальности. За примерами далеко ходить не надо: это и периодическая система химических элементов, открытая выдающимся ученым-химиком Д.И. Менделеевым; и полная систематика симметрий кристаллов, построенная известным кристаллографом Е.С. Фёдоровым, предложившим также классификацию и номенклатуру горных пород; и основы комплексной климатологии, разработанной его сыном Е.Е. Фёдоровым; и основы генетического почвоведения, заложенные русским естествоиспытателем В.В. Докучаевым и созданные им научная классификация почв и учение о климатических зонах; и концепция ноосферы, сформулированная В.И. Вернадским; и теория этногенеза, созданная на основе анализа огромного историче­ского материала Л.Н. Гумилевым, и др.

Геннадий Алексеевич последовательно отстаивает социолого-синергети­чески>й подход, применимый, по его мнению, не только к познанию явлений общественной жизни, но и к познанию явлений природы. Причем в этом син­тетическом подходе можно отчетливо выделить два плана: синергетический (1ф) и социологический (2ф), что предполагает его двойственное применение. В рамках первого из них, вслед за И.С. Добронравовой автор предлагает использовать нелинейное мышление в качестве нового средства по­знания. Как видно из контекста, Г.А. Котельников понимает под этим видом мышления многовариантный, эвристический, кооперативный (ср. «мозговая атака») подход к решению сложных исследовательских задач[1] [9, 91 - 146]. Такой подход релевантен предмету синергетики, в качестве которого ученый называет механизмы са­моорганизации сложных систем, зако­номерности перехода их к новому каче­ству, от хаоса к порядку и обратно. Сами же системы играют роль ее объектов. В рамках второго плана, например, при изучении массовых фе­номенов (биологических, астрономических и других объектов), ко­гда их гене­ральная совокупность не доступна ученому, можно воспользоваться ме­тодо­логией выбо­рочного исследования, хорошо зарекомендовавшей себя в социо­логии.

Из анализа текста монографии Г.А. Котельникова видно, что к фундаментальным проблемам методологического плана, в решении которых должен помочь предлагаемый подход, ученый относит проблему оптимальной организации научных знаний, полученных как наукой прошлого времени, так и в результате новейших исследований; проблему синтеза методов познания и практики (в частности, методов моделирования, комплексного подхода, системного анализа); проблему повышения эффективности диагностики и прогнозирования социальных процессов; проблему управляемого и самоуправляемого развития сложных социальных, технических, информационных и природных систем; проблему формирования принципов и сценариев коэволюционного развития общества и природы и целый ряд других проблем. В число фундаментальных проблем онтологического плана он включает: проблему понимания сущности жизни и механизма ее возникновения; проблему роли и направления эволюции Разума; проблему установления контактов между цивилизациями, населяющими различные структурные уровни мироздания и др.

Определяя категориальное ядро этого подхода, ученый интерпретирует базовые синергетические понятия с социологических позиций. При этом он солидарен с В.И. Аршиновым, справедливо связывающим категориальный аппарат синер­гетики с тем комплексом методов, которые она вовлекает в свою орбиту. Становится понятным и смысл категории «измерение», вынесенной в заглавие книги и часто используемой в тексте. Употребление этого понятия методологического плана многозначно, что вообще характерно для начальных стадий разработки пионерских направлений в науке.

Во-первых, оно применяется в значении «категория», что приводит к практически синонимичному названию монографии: «Природа и общество в категориях синергетики» [6, 11]. Здесь в первую очередь имеются в виду категориальные диады: линейность - нелинейность, открытость - закрытость, равновесность - неравновесность, обратимость - необратимость, закономерность - случайность, упорядоченность - хаотичность и др. [6, 17-27]. Но встречаются и монады: бифуркация, аттрактор, фрактальность, когерентность, диссипативность и другие, которые при более пристальном рассмотрении разворачиваются в диады или даже целые категориальные гнезда. Например, помимо аттрактора существует еще несколько рядоположенных понятий, характеризующих траектории движения системы в фазовом пространстве состояний (седло, критическая точка, лакуна, а также узел, фокус, цикл). Некоторые специфические разновидности последних трех терминов могут служить примерами аттракторов. Да и бифуркации (как скачкообразному выбору одной из альтернатив) можно противопоставить безальтернативный скачок или монотонное продолжение движения. Позже автор добавляет к ним философские и общенаучные диалектические пары: конечное - бесконечное, непрерывное - прерывное (дискретное), материальное - духовное (идеальное), стабильность - нестабильность, усложнение - упрощение и т.д. [6, 34]. Вскрывая особенности трактовки этих «измерений» в рамках развиваемой им концепции Г.А. Котельников, опирается на мнение многих ученых, разрабатывающих категориальный аппарат современной науки.

Во-вторых, понятие измерение приближается к своему исконному значению, производному от глагола измерять [6, 89], т.е. сравнивать с эталоном, оценивать. Он пишет, что основными индикаторами шкалы измерений при диагностике социальных процессов выступают: степень открытости или закрытости системы, ее стабильности или неустойчивости, линейности или нелинейности, преобладания в ней порядка или хаоса. Этим самым он указывает на необходимость операционализации упомянутых выше категорий, которые выражают синергетические атрибуты сложных систем.

В-третьих, речь может идти об измерениях как о разных планах реальности (природном, социальном, духовном, информационном, техногенном), охватываемых социально-синергетическим подходом [6, 11]. Это многообразие планов служит одной из причин множественности интерпретаций концепции, каждая из которых представляет собой частную модель реальности.

В-четвертых, Геннадий Алексеевич вводит своеобразные оси координат для рассмотрения многообразия Мира: горизонтальную (физикалистскую), характеризующую Мир в пространственно-временном плане, и вертикальную (организационную), характеризующую его в структурно-функциональном плане. Это наиболее важные разновидности измерения [6, 38, 40], задающие базис семантического пространства концепции.

Таким образом, становится понятным смысл множественности измерений природы и общества при рассмотрении их с позиции синергетики.

Интересной категорией онтологического плана, введенной ученым, стало понятие межуровневого интервала. Ввиду особой важности его рассмотрению посвящен отдельный параграф в разделе социально-синергетической онтологии, к анализу которой мы и обратимся.

Социально-синергетическая концепция Мироздания и общества, разработанная Г.А. Котельниковым, лежит в русле отечественного космизма, представители которого (В.Ф. Одоевский, А.В. Сухово-Кобылин, Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, Н.А. Умов, В.Н. Муравьев, В.И. Вернадский, И.С. Шкловский, Н.Н. Моисеев и многие другие) пытались выйти за узкие рамки повседневности и дать объяснение строению и развитию Мира порой с неожиданных точек зрения. Эту концепцию можно позиционировать между абстрактно-философской картиной Мира, естественнонаучной моделью Вселенной и теософскими представлениями о Сущем. При этом автору чужд примитивный материалистический монизм. Новую методологию он мыслит шире: «Это будет своеобразное возвращение в новом качестве транцедентального знания, основанного на трансцедентальной логике и соответствующего практике» [6, 84].

Переходя к синергетическому плану онтологии Г.А. Котельникова (3ф), отметим, что краеугольным камнем его концептуальной модели Мира является представление о структурных уровнях самоорганизации материи (СУСМ) и об упоминавшемся выше межуровневом интервале. СУСМ представляют собой ступени бесконечной последовательности систем разного масштаба, организованных сходным образом в соответствии с принципом фрактальности, обусловленным единством законов природы. Причем нижние уровни содержат части, которые входят в состав высших уровней, выступающих для них в роли целого. И хотя ученый выделяет всего четыре таких уровня (которые правильнее было бы назвать метауровнями или темпомирами), в пределах каждого существуют как бы подуровни, т.е. относительно близкие по масштабам системы, например, молекулы, клетки, организмы или особи, популяции, биоцензы, геобиоценозы.

Рассмотрение межуровневых интервалов в структурном аспекте показывает, что они представляют собой «острова порядка» в море хаоса, который состоит из не достигающих стабильности, а потому не ставших системами, образований. Это множество недостроенных, не схваченных сбалансированной совокупностью положительных и отрицательных обратных связей конструкций (как, скажем, неустойчивые ядра изотопов или метастабильные состояния атомов). В нашем обществе - это социальные конгломераты типа политических союзов, конфедераций, фиктивных браков, произведений псевдоискусства, финансовых пирамид, предприятий малого бизнеса в России и т.д.

В функциональном аспекте межуровневые интервалы - это как бы полигоны при­роды, где она пытается породить новые системы. Но, так как самоорганизация, обеспечивающая устойчивость образуемых комплексов, возникает только при достижении определенных масштабов, определенных значений синергетических параметров (знаме­нующих переход количественных изменений в качественные, от хаоса к порядку), материя остается неустойчивой, и такие образования рассыпаются (диссипируют), давая строительный материал для новых конструкций. Наиболее перспективные из таких по­пыток, удов­летворяющие требуемым критериям, приводят к возникновению в пределах метауровня систем, обладающих собственной топологией и метри­кой пространства и времени. Такова роль межуровневого интервала - служить колыбелью новых форм организации материи, создавать предпосылки для возникновения и «обустройства» очередного уровня строе­ния Мира.

Особенно неожиданным выглядит социологический план (4ф) концепции Мирозда­ния в трактовке Г.А. Котельникова. Считается, что у неживой природы от­сутствует разум, поэтому таким удивитель­ным показа­лось открытие существующих в ней механизмов самоорганизации. Использо­вание же синергетики для объяснения процессов, протекающих в социальной среде, на­деленной разумом, на первый взгляд, ничего нового не вносит. Ме­жду тем поведение людей не бывает исключительно разумным. В реальности его трудно отделить от стихийной актив­ности отдельного человека или це­лых классов, вы­членить в рациональных процессах вклад непредсказуемого, слу­чайного и наоборот. Причем важно учесть не только деструктивную роль слу­чайного (понижающую организованность социальных явлений и процессов), но и его созидательную роль (в част­ности, стихийное творчество масс).

Основателю системного подхода А.А. Богданову удалось осознать то су­ществен­ное, что присуще живым и неживым объектам, сформулировать базо­вые схемы объедине­ния частей в целое, выделить общие принципы организа­ции систем различной природы (взаим­ную дополнительность их сторон, эмерджентность, взаимосвязь внешнего и внут­реннего, наличие положитель­ных и отрицательных обратных связей, лежащих в основе механизмов их раз­вития и стабилизации и т.д.). Им были заложены основы еди­ного подхода к пониманию организационных основ разумного и косного[2].

Г.А. Котельников пошел дальше: социальные проявления синергизма в его подходе к объяснению миропорядка хоть и не всегда высказываются в явном виде, тем не менее, вытекают из самого пафоса его концептуальных построе­ний. Действи­тельно, выделяя че­тыре СУСМ, автор декларирует их заселен­ность ра­зумными существами, которые ведут созидательную деятельность. Уже сейчас в нашем слое (СУСМ-3), как и в человеческом обществе, «естествен­ные» процессы представляют собой смесь стихий­ности и рациональности. Последст­вия этой деятельности ощущаются в смежных слоях, приобретая порой характер не­объясни­мых, паронормальных явлений, полтергейста. Это позволяет автору заложить основы для объяснения большого количества феноменов (не осоз­нанных еще наукой или находя­щихся в стадии научных гипотез), что обычно служит од­ним из критериев, говорящим в пользу правдоподобности соответ­ствующей концепции.

Так, аномальные и непонятые психические явления (навязчи­вость идей, предвидение, инсайт, телекинез, харизма, энергоинформационная аура человека и другие) могут быть объяснены действием сверхмикроцивили­заций, населяющих наш мозг и детер­минирующих процессы мышления. Через массовое сознание и роль экстраординарных личностей микроуровень влияет на макроуровень, т.е. на все общество. Таков странный, на первый взгляд, механизм, обуславливающий роль личности в истории.

Если придерживаться гипотезы Г.А. Котельникова, то нетрудно проин­терпретиро­вать и целый ряд других необъяснимых феноменов, о существова­нии которых часто говорится в разных источниках: парал­лельные миры, стрелу времени, неопознанные ле­тающие объекты (НЛО), торси­онные поля и т.д. Часть из них проистекает из непознан­ного разнообразия в пределах на­шего СУСМ, часть - из управляе­мого/самоорганиз>ую­щегося дей­ствия смеж­ных уровней, часть - из существования межу­ровневых интервалов, смежных с нашим макроуровнем.

Получает свое объяснение и двойственное позиционирование Бога: внутри нас (в душе) и вне нас (на небесах), что может быть вызвано влиянием разумно и/или стихийно организованной деятельности смежных слоев (СУСМ-2 и СУСМ-4). Первый предстает как душа, со­весть, интуиция, под­сознание, а второй - как Сверхразум и создаваемый им Мировой по­рядок (Логос). Таким образом, если до этого считалось, что социальные про­цессы детерминиру­ются механизмами двух типов: рационального внешнего управ­ления и стихий­ной внутренней самоорганизации (или самодезорганизации), то в предлагаемой концепции к ним добавляется влияние со стороны мега- и микроуровней.

Помимо мировой статики, ученый рассматривает и мировую динамику. Причем с его точки зрения развитие Мира тоже носит двуплановый харак­тер. В синергетическом плане (3ф) механизм эволюции Мира представляется, по мнению автора, следующим образом: «существование межуровневого интервала связано с тем, что каждая дискретная физическая форма не может эво­люционировать до беско­нечности в рамках форм данного класса. После дос­тижения определенного предела даль­нейшее развитие физических форм в пределах одного СУСМ становится невозможным и происходит накопление условий для скачка - перехода к следующему уровню самоорга­низации мате­рии, преимущественно по фрактальному принципу. В итоге происходит как бы репликация системы самоорганизации на следующем СУСМ, что связано с возраста­нием размерности физических объектов от уровня к уровню» [6, 33-34]. Сле­дует признать, что та­кой вывод трудно объяснить с физикалистской позиции (в рамках концепции Большого взрыва). Однако если учесть, что субэлемен­тарный уровень СУСМ-1 и микроуровень СУСМ-2 обладают не только ма­лыми пространственными масштабами (10-30 - 10-35 см для первого из них и 10-8 -10-14 см - для второго), но и малыми временными масштабами (10-40 - 10-45 см для первого из них и 10-18 -10-24 см - для второго), то для них Большой взрыв - это долгая-долгая история. Астрономические же масштабы и милли­арды лет характерны для форми­рования более высоких уровней.

«Наблюдае­мая последовательность СУСМ позволяет предположить, - считает Г.А. Котельников, - что каждый из них является результатом развития пре­дыдущего. А поскольку это так и между их сопоставимыми качественными состояниями существует временной ин­тервал, то отсюда следует вывод о том, что в любой из данных моментов материя на всех уровнях вертикальной структуры находится в раз­личных каче­ственных состояниях (как, к примеру, и разные поколения лю­дей») [6, 34]. Причем ход истории и стрела времени направлены в сторону возникнове­ния все более сложных системных уровней организации материи.

Понятно, что наиболь­шую фору во времени имеют нижние уровни, орга­низационные формы которых должны были достичь совершенства, обеспечи­вая устойчивость всего Мироздания. Об этом гово­рит, например, наличие вы­сокостабильных элементарных частиц (скажем, среднее время жизни протона свыше 1030 лет, что с лихвой перекрывает срок существования Вселенной, ко­торый составляет порядка 1010 лет) и ядер химических элементов, наличие ба­зовых сце­нариев их трансформации и четкой согласованности основных ста­дий ядерных реакций типа водородного или углеродного циклов, текущих в недрах Солнца и звезд. Многие ученые удивляются тонкой сбалансированно­сти основных физических констант, легкое варьирование которых может при­вести к рассыпанию Мира.

В социологическом плане (4ф) эволюция Мира предстает как переход от «много­этажного общежития» к «единому организму» путем преодоления ме­журовневых интер­валов и уста­новления взаимодействия между цивилиза­циями этих слоев. Она тесно свя­зана с эволюцией физического Мира, соз­дающей условия для зарождения жизни и экспан­сии Ра­зума, осваивающего и организующего новые уровни путем «перешагивания» через межу­ровневые интервалы в существующей физической структуре Вселенной. Причем ме­ха­низмы зарождения различных форм жизни на каждом уровне различны, од­нако их не­устранимым компонентом является стимулирующее влияние жизни и Разума нижележа­щих, а потому более древних, уровней. Автор считает, что за те огромные, даже в нашем масштабе, промежутки времени Разум возник на субэлементарном уровне (поколение де­дов), позже перекинулся на микроуро­вень (поколение отцов), постепенно создав предпо­сылки для его возникнове­ния на нашем макро­уровне (поколение сыновей). В настоящее время, по мысли автора, идет формирование Разума высшего - мегауровня (поколение внуков), который может проявляться примерно в таком виде, который И. Еф­ремов в своем романе «Туманность Андромеды» на­зывал Великим Кольцом. Такая трактовка снимает много вопросов о зарождении жизни на Земле, возникновении человека, нашей миссии в Мире и т.п. Но с неизбежностью порождает и новые вопросы.

«В настоящее время, - пишет Геннадий Алексеевич, - трудно сказать в каком направлении познавательная деятельность человечества раньше обеспечит достижение конкретных результатов. В макрокосмосе мы уже приступили к активным поискам братьев по разуму. О подобных поисках в микрокосмосе пока еще не было и речи. Воображение даже самых смелых фантастов, к сожалению, этой проблемы не касалось. Ученым здесь все приходится начинать практически с нуля» [6, 81].

Востребованным оказывается социолого-синергетический подход и в по­знании повседневной жизни, объяснении текущих событий современности (3п и 4п). В последних главах книги автор предлагает разнообразные применения его к познанию и моделированию, диагностике и прогнозированию социальных явлений, протекающих в современной России. Рассматривает он и возможности подхода в практической деятельности: для управления, организации и самоорганизации различных процессов, происходящих в обществе (1п и 2п).

В качестве примера использования социально-синергетической методологии сошлемся на известную из геополитики операцию по развалу СССР и блока стран Варшавского договора, осуществленную командой американских гео­стратегов под идейным и методологическим руководством З. Бжезинского, Г. Киссинджера, А. Шлезингера и других. В ее основе лежала реализация основ­ных принци­пов этой методологии: а) перевод системы в неравновесное состояние путем экономиче­ского изматывания за счет втягивания в гонку вооружений под предло­гом актуализации стратегической оборонной инициативы (СОИ); поддержания демпинго­вых цен на служа­щую главным источником валюты нефть; установления таможенных барьеров, введенных поправкой Джексона-Веника; идеологическим давлением через «ра­диоголоса»; внесе­нием раскола между странами социалистического лагеря и т.д.; б) си­нергети­ческие уколы в точно выверенные уязвимые места (лестные отзывы о поли­тике М.С. Горбачева, поддержка диссидентов и стремления стран Прибалтики к отделению, критика войны СССР в Афганистане, призывы к установлению свободы слова и совести, ориентированные на ин­теллигенцию) и др.

Более подробный анализ прикладного плана концепции - отдельная задача. В завершении мемориальной статьи, хотелось бы привести слова Г.А. Котель­никова: «Новое мировидение и соответствующая ему методология познания, - пишет он, - делает природу более доступной пониманию и рациональному объяснению по всем основным измерениям, что позволяет выйти на разра­ботку правильной стратегии и так­тики поиска истины» [6, 83]. На этой оптимистиче­ской ноте мы заканчиваем краткое рассмотрение его фундаментальных идей, ко­торое, надеемся, внесет свой скромный вклад в светлую память о преподавателе и уче­ном, коллеге и старшем товарище.

 

[1] Специфика проявления нелинейного, эвристического мышления и его отличие от мышления линейного, логического может быть показана в яркой художественной форме.

[2] К сожалению, адепты синергетики почему-то не оценивают должным образом вклад нашего соотечественника в понимание системной организации Мира.

http://www.socionavtika.n>etStaty/diegesis/fomin.h>tm




А так же :

Бородинское сражение
От автора Все дальше в глубь истории уходит грозный 1812 год. Прошло уже 189 лет « со времен Бородина ». Теперь это далекая страница истории. С тех пор в мире многое произошло, многое изменилось. Но героический подвиг, совершенный нашими предками в Отечественной Войне 1812 года во имя защиты нашей Родины от иностранных завоевателей, и теперь вызывает у людей восхищение и благородное чувство национальной гордости.


какая порода лучше???? ..


Хостинг в США *



Hosted by uCoz